живая планета
Центр развития экологических программ
г. Тюмень, ул. Осипенко 32, тел: +7 (3452) 46-02-73 как добраться

Введите ваш запрос для начала поиска.

  • ПРОЕКТЫ
    • Организация работы школьных лесничеств и экологических объединений

    • Лесная школа

    • Экологически – познавательная экскурсия «Тропинка Чудес»

    • Организация фотовыставок

    • Создание развивающих и методических пособий

    • Экологические экспедиции

    • Создание познавательных документальных фильмов

    • Распространение опыта

  • УСЛУГИ
  • НОВОСТИ
  • СДЕЛАТЬ ВКЛАД
  • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КОНТАКТЫ

Проекты

1. Организация работы школьных лесничеств и экологических объединений.

Школьное лесничество название не новое, но оно приобретает новую суть, находится на новой стадии развития. Важным становится развитие в детях интереса к познанию не только природы внешней (то, что окружает нас (леса, поля, реки, животные, воздух, земля и т.п.)), но и природы внутренней (то, что находится внутри нас, внутренний мир человека. Его мысли, чувства, состояния тела, таланты и способности).

Ведь для формирования экологической культуры мало знать законы природы и ее характеристики, нужно еще и научиться чувствовать ее. А для этого необходимо развивать собственное сознание, мышление, чувствительность, а также свое тело. Ведь как человек относится к природе – так он относится к себе и другим людям. Будет ли это партнерство или борьба, сотрудничество или потребление - зависит от сознания, мировоззрения ребенка, а его формируем мы – взрослые.

Цель: реализация образовательной программы «Взаимодействие с природой», направленной на формирование экологической культуры детей и подростков.

Задачи:

  1. Проведение занятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка посредством взаимодействия с природой.
  2. Развитие у учащихся познавательного интереса и потребности изучения природы.
  3. Развитие у школьников лидерских качеств, личной активности в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.
  4. Расширение и углубление знаний в области ботаники, биологии, географии, экологии и других естественных наук.
  5. Вовлечение школьников в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую, культурно-массовую, экскурсионно-туристическую деятельность.
  6. Расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства, вовлечение школьников в лесохозяйственную и природоохранную деятельность.
  7. Профессиональная ориентация молодёжи.
  8. Пропаганда здорового образа жизни.

Основная идея программы – передать ребёнку состояние интереса к познанию, научить его учиться, чтобы появился интерес и желание учиться, исследовать, творить – совместно с Природой.

Основная направленность данной программы – это всестороннее развитие личности ребенка, а это развитие сознания (в том числе экологического), расширение кругозора в области естественных наук, способов защиты, восстановления природных объектов и предоставление возможности на практике проявить заботу о природе.

На данный момент организованно и работает 30 школьных лесничеств и в них занимается около 420 учащихся:

  1. Ощепковская СОШ филиал МАОУ Абатской СОШ № 1 (Абатский район),
  2. Дубынская СОШ филиал МАОУ Казанской СОШ (Казанский район),
  3. Кунчурская СОШ филиал МАОУ Нижнетавдинской СОШ (Н-Тавдинский район),
  4. МАОУ Малышенская СОШ (Голышмановский район), -2 гр
  5. МАОУ Омутинская СОШ № 2 (Омутинский район)
  6. МАОУ Упоровская СОШ (Упоровский район),
  7. Лебедевская СОШ филиал МАОУ Боровинской СОШ (Заводоуковский район), 2 гр
  8. МАОУ Боровинская СОШ (Заводоуковский район),
  9. Ламенская СОШ отделение МАОУ Голышмановской СОШ № 2 (Голышмановский район),
  10. МАОУ Чикчинская СОШ им. Х.Х. Якина (Тюменский район),
  11. Солобоевская СОШ филиал Исетской СОШ № 1 (Исетский район ), 2 гр
  12. МАОУ Мальковская СОШ (Тюменский район),
  13. МАОУ Казанская СОШ (Казанский район),
  14. МАОУ Горьковская СОШ (Тюменский район) 2 гр
  15. Зырянская СОШ филиал МАОУ Успенской СОШ (Тюменский район)
  16. МАОУ Покровская СОШ.(Ярковский район)
  17. Лесные путешественники с.Никитино (Ярковский район)
  18. № 45,72,52,28,9,13- школы г.Тюмени

 

За 2008-2017 гг. реализованы следующие мероприятия:

1) Проводятся еженедельные занятия по программе «Взаимодействие с природой».

С ребятами занимаются педагог-психолог , педагог школы и лесничий.

Педагогом-психологом проводятся различные тематические беседы, творческие мастерские, мини-тренинги, игры, упражнения  на взаимодействие с природой, занятия по развитию тела – зарядки, разминки, релаксации, экологические тропы, экскурсии, походы.

Деятельность педагога в школе включает в себя следующие формы - образовательно-просветительская, практическая, опытно-исследовательская, пропагандистская, культурно-массовая, экскурсионно-туристическая деятельность. Проводятся познавательные занятия, лекции, консультации, практикумы, постановка опытов и ведение исследовательских работ, создание ландшафтных проектов и работа на опытном участке, создание агитационных плакатов, памяток, листовок, участие в экологических акциях, проводится разъяснительная работа с населением и школьниками о роли леса в жизни человека и правилах поведения в лесу, создаются экологические тропы и т.п.

Лесничий знакомит ребят с основами лесного хозяйства – лесопользованием, лесовосстановлением, охраной и защитой леса. Ребята изучают побочное пользование в лесу, сбор и переработку лекарственного и технического сырья, осуществляют посев семян хвойных и лиственных пород в школьном питомнике, садят саженцы и ухаживают за ними, изучают основы охраны леса от пожаров, охраны зверей и птиц – изготавливают и развешивают скворечники, кормушки и т.п.

2) Ведется работа на опытных участках:

- разработаны ландшафтные проекты опытных участков.

- озеленение (посадка кустарников, деревьев, создание клумб, альпийской горки, оформление участка деревянными изделиями). Высажено около 5000 саженцев сосны, ели, дуба, кедра, декоративных кустарников.

- построено вместе с ребятами 11 деревянных беседок около школ разной формы и дизайна - это место встречи юных лесничих.

3) Создано 11 мини-питомников, на которых посеяны семена сосны, лиственницы, ели, дуба, кедра.

4) В с. Смирное, с. Ощепково заложили скверы, посадили саженцы, цветы  (на эту работу дополнительно выиграли 4 гранта). Работа ведется каждое лето.

5) Проведено 10  слетов –  фестивалей  школьных лесничеств «Живая Планета». В  2015-2016,2017 году состоялся открытый межрегиональный фестиваль творчества школьных лесничеств «Живая Планета», в нем приняло участие более 450 детей и взрослых из Тюменской, Свердловской, Омской,  Республики Алтай, ХМАО,Республики Коми, Пермского края. В проведении данного фестиваля нам помогали ребята-добровольцы – старшеклассники и выпускники школьного лесничества. Всего за 10 лет приняло участие более 1000 детей и взрослых.

6) Проведены при финансовом участии партнеров 9 зимних семинаров «Зимняя сказка» (это очень важные переходные точки в системном обучении детей). В них приняло участие 120 человек.

7) Каждое лето с 2010 г. проходят экологические экспедиции на Алтай и Байкал «С заботой о Природе» и «Сила природы» при финансовом участии партнеров. Всего в экспедициях побывало более 150 детей.

8) Приняли участие в 3-х открытых окружных слетах школьных лесничеств и экологических объединений ХМАО–Югры (здесь приглашается одна команда), всего побывало 18 человек.

9) Проведены  (в 2012- 2016 гг.) конкурсы «Чистый взгляд на природу», «Лучший саженец в горшочке», «Лучшая поделка из дерева», «Альпийская Горка», «Наш питомник», «Любимая Клумба» в которых приняли участие все  школьные лесничества. За призовые места ребята и школы получили подарки, необходимые для развития их дела.

10) В каждом школьном лесничестве в течение года оформляются авторские фотовыставки, у ребят рождается интерес к путешествиям, познанию природы, возникает желание фотографировать.

11) Ежегодно проводится цикл занятий по противопожарной пропаганде.

Результаты программы:

Предложенная программа координирует и направляет движение школьных лесничеств:

  • Поднимает на новый уровень деятельность школьных лесничеств.

Происходит объединение школ, лесничеств, администраций районов, их жителей на основе общей идеи – обучение взаимодействию с природой на практике, также дается новый импульс для учителей биологии, географии – творчески давать дополнительный материал, при этом они также реализуются как личности, ребята начинают участвовать в жизни поселка, города, рождается интерес к познанию, узнавая работу лесничих, в сознании рождается определенный образ человека, который любит и знает лес.

Выстраиваем взаимодействие со школьными лесничествами ХМАО, ЯНАО и других областей.

Есть начало по созданию студенческого лесничества и взаимодействие его со школьными лесничествами.

  • Развивает личность ребенка, его интеллектуальные и творческие способности.
  • Развивает у школьников личную активность в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.
  • Расширяет и углубляет знания учащихся в области ботаники, биологии, географии, экологии и других естественных наук.
  • Вовлекает школьников в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую, культурно-массовую, экскурсионно-туристическую деятельность.
  • Обучает членов школьных лесничеств природоохранной и лесохозяйственной деятельности.
  • Формирует профессиональные предпочтения, тем самым влияя на выбор профессии. Более 50 выпускников школьного лесничества поступили на специальности, связанные с природой и некоторые из них продолжают сотрудничество с нами, помогая в проведении слетов и фестивалей и в целом, нашей деятельности.
  • Сохраняет и укрепляет здоровье детей, прививает им здоровый образ жизни.

 

В дальнейшем планируем в каждой школе обустроить кабинет лесничества, развивать питомник, научиться реализовывать саженцы, организовать работу по изготовлению различных поделок из дерева и также их продажи с целью формирования фонда развития школьного лесничества, начать более тесное сотрудничество с лесничествами и взять под надзор участок леса.

Также планируем в каждом районе юга Тюменской области организовать школьное лесничество, создать парки выпускников детских садов, школ, техникумов, вузов области.

Смотреть фото


2. Лесная школа
Занятия проходят в г. Тюмень 2 раза в неделю. Группа состоит из учащихся 2-7 классов. 
Основная цель занятий – приобретение практических навыков взаимодействия с природой, развитие чувствительного восприятия природы и отношения к ней.
Очень важно развивать экологическую культуру именно у городских ребят, которые больше оторваны от природы и многого о ней не знают. Поэтому в 2013 году мы создали «Лесную школу», где школьники могут получить знания по следующим направлениям:

  • Изучение леса: участники узнают о деревьях, ягодах, грибах, лекарственных травах, их полезных свойствах и правилах сбора и многое другое.
  • Путешествия: учатся выбирать место для палаточного лагеря, ставить палатку, разводить костёр и готовить на нем пищу, ориентироваться на местности по компасу и природным объектам, в целом, жить на природе.
  • Занятия творчеством: попробуют себя в разных видах прикладного творчества - резьба по дереву, лепка из глины, рисование на камнях, создание оберегов из природных материалов и многое другое.

Смотреть фото

 


3. Экологически – познавательная экскурсия «Тропинка Чудес».

 

Цели и задачи проекта:

  1. Досуг на Природе для молодежи направить на познавательно-обучающий процесс.
  2. Возродить в сознании людей бережное обращение с Природой и понимание единства с ней.

 

Описание проекта:

В 2007 году Центром организована экологически-познавательная экскурсия «Тропа Чудес». Она родилась исходя из опыта предков, которые умели взаимодействовать с Природой, так как жили непосредственно в соединении с ней, и она являлась тем, кто поил, кормил, согревал. Мы увидели, что передать опыт взаимодействия с природой можно посредством игры - экскурсии. Она проводится в лесу, длится 3 часа и включает в себя три этапа. Каждый этап содержит в себе упражнения, направленные на:

  • оздоровление тела (даётся техника бега в лесу, способы дыхания для активизации работы клеток организма, старорусский массаж);
  • внимание к природным объектам и их жизнедеятельности;
  • развитие интуиции и умение ориентироваться, опираясь на неё;
  • командообразование и способность доверять друг другу в пути;
  • взаимодействие с деревьями как источником жизни на земле; познание их целебных свойств (сосна, пихта, кедр, берёза и т.д.);
  • творческое проявление человека в условиях леса (например, игра на музыкальных инструментах разных народов, возможность создавать живой звук в со-настрое с командой, создание рисунков и поделок).

 

Результаты программы:

«Тропинка Чудес» дает возможность детям, подросткам, взрослым почувствовать единство с Природой, ощутить ее целительные свойства, рождает бережное отношение к ней.

Во время занятий на Природе меняется отношение к досугу, досуг - это познание окружающего мира и себя, взаимодействие с Природой и друзьями.

На данный момент проведено 320 экскурсий для более 3200 детей и взрослых. В 2012 году мы передали педагогам данную методику для применения в ХМАО во время семинара-практикума «Экологическая экскурсия как эффективная форма экологического образования, воспитания и просвещения». В 2013 г. данная методика была передана педагогам Омской области в рамках семинара по экологическому воспитанию. В 2015 г. проведены семинары-практикумы по эко тропе для педагогов Упоровского и Исетского районов Тюменской области.
Разработано несколько вариантов по проведению экологической экскурсии. 
Подробнее о них можно посмотреть в прикрепленных документах.

Тропа В поисках клада(скачать)

Смотреть фото


4. Организация фотовыставок («Тайна Природы», «Путешествие к Белому морю», «Лик Земли», «Алтай», «Байкал – «Зеркало Будущего», «Краски природы»).

Данные фотовыставки работают с 2004 г. Выставки организуются в школах, колледжах, на предприятиях г. Тюмени, Тюменской области, по России во время творческих экспедиций – г. Санкт-Петербург, Ярославль, Вологда, с. Дивеево, Екатеринбург, Новосибирск, Владимир, о. Валаам., Алтай, г. Красноярск, г. Иркутск, о. Ольхон.

Главная цель фотовыставки – объединить человека с Природой.

Выставки создают приятную атмосферу, восхищают, формируют у человека восприятие целостных образов Земли, Природы, Жизни, Мира, способствуют развитию экологического мышления, рождают новые идеи, предлагают задуматься о богатстве природы земли и природы человека.

Одной из задач является показать молодежи пример как создавать свои, пусть небольшие, проекты с целью выражения своей индивидуальности. А также задать тенденцию развивать и ценить творчество фотохудожника.

Результаты программы:

В общем, за эти годы организовано около 300 выставок, примерно их посетило около 100000 человек (и даже больше, так как во многих городах выставки проводились на улице).


5. Создание развивающих и методических пособий («Тайна Живой Природы», «Организация работы школьного лесничества»).

На основе собственного опыта по изучению растений создано учебно-методическое пособие «Тайна Живой Природы».

В комплект пособия входит:

  1. DVD – фотографии и названия некоторых цветов и растений (слайд-ролик с музыкальным сопровождением, продолжительность: 27 мин.);
  2. CD – занятия по гармонизации отношений «Цветок – Человек»,

- фотографии цветов для творчества (30 фотографий);

- «Сила и свойства лекарственных растений и правила взаимодействия с ними» (слайды).

Технология воспроизведения ролика передаёт всю полноту и целостность образа каждого представленного цветка. Музыкальное сопровождение помогает человеку наилучшим образом настроиться на мир цветов и прочувствовать индивидуальный характер каждого из них.

Данная разработка способствует решению следующих образовательных задач:

  • * познавательная - расширяет мировоззрение в области природоведения, биологии, экологии);
  • * практическая часть даёт возможность самостоятельно или под руководством педагога проводить занятия по взаимодействию с Природой как познавательной, так и творческой направленности;
  • * эстетическая – воспитывает чувство прекрасного, формирует восприятие Природы как искусства, созданного Землёй;
  • * релаксационная – гармонизирует общее состояние человека.

Занятие с использованием учебно-методического пособия могут быть включены в программы основного и дополнительного образования.

Результаты программы:

Данное пособие передано школьным лесничествам Тюменской области, всем  участникам различных слетов.

Методическое пособие «Организация работы школьного лесничества»

Цель методического пособия – поделиться с педагогами наработками в сфере организации и ведения работы со школьными лесничествами, концепцией, взглядами, идеями и методами программы «ВЗАИМОдействие с Природой».

Методическое пособие может быть полезно:

  • для учителей биологов, географов, экологов и других специалистов естественного профиля;
  • для педагогов и лесничих, занимающихся работой со школьными лесничествами;
  • для педагогов, занимающихся экологическим воспитанием.
  • для родителей.

В пособии представлено много  интересного материала как в практическом смысле (занятия, упражнения, игры), так и в плане нового подхода к вопросам развития детей и формирования у них экологической культуры и сознания.

Данное пособие распространяется на семинарах, мастер-классах, слетах школьных лесничеств.

Развивающая мозаика «Чистый Образ».

Цели и задачи проекта:

  1. Формирование у человека целостных образов Земли, Природы, Жизни, Мира - для собственного гармоничного развития.
  2. Развитие образного видения у детей, что помогает легче воспринимать и обрабатывать поступающую информацию в наш энергоинформационный век.
  3. Развитие у ребёнка усидчивости, воображения, мелкой моторики, памяти и внимания, образного мышления.
  4. Способствование более легкому усвоению знаний по различным предметам: географии, биологии, природоведению, естествознанию.

Это методическая разработка - развивающая мозаика и обучающее пособие, для детей младшего, среднего и старшего возраста. В зависимости от возраста ребёнка количество элементов пазла варьируется от 6 до 1000. В качестве картинок для сборки используются фотографии родной природы – цветы, грибы, ягоды, деревья, вода, горы, с разных уголков России - Тюменская область, оз. Байкал, оз. Тургояк, Алтай, Белое море, Финский залив и другие.

Основой нашей идеи является то, что за счёт концентрации внимания во время сборки пазла – ребенок намного полнее впитывает все составляющие образа – информационную, чувствительную, эмоциональную части, что формирует основу гармоничного развития и способствует развитию позитивности и последовательности мышления посредством образов родной природы – наиболее легкого способа восстановления и развития Человека. Таким образом, через пазлы, возможно настроить сознание человека на созидание.

Что касается реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями, то здесь также открываются широкие возможности для использования данной методики.

Результаты программы:

Совместно с партнерами ЗАО «Отделочник-20» и ЗАО «Тюменинвестстрой» выпущена партия мозаики для детских домов г. Тюмени, проведено обучение по авторской методике. Также мозаика подарена для занятий в школьных лесничествах и используется в течении года.

 

6. Экологические экспедиции.

Данное направление развивается с 1999 года. Это ежегодная организация многодневных путешествий по России – оз. Тургояк, оз. Байкал, Хакассия, Алтай, Соловецкие острова, Крым, Валаам и другие красивые места России. Во время данных путешествий происходит взаимодействие с природой, изучение мест Земли (география, ландшафт, растительный и животный мир). Особенность данного вида туризма в том, что происходит собственное проявление каждого участника и познание своего Внутреннего Мира. Для каждого путешествия готовится своя программа. С 2010 года стали брать ребят из школьных лесничеств. Мы путешествуем на автобусе, живем в палатках, готовим здоровую пищу.

Цели экспедиции:

  1. Изучение флоры и фауны, культуры и местных традиций.
  2. Формирование бережного отношения и уважения к природе, осознание ее ценности в жизни человека и Земли.
  3. Открытие собственных возможностей, способностей, умений и талантов у участников посредством взаимодействия с природой.

Результаты программы:

Сам образ жизни в команде формирует гармоничные отношения друг к другу и природе. В каждом месте знакомимся с интересными людьми, которые также передают нам знания предков.

Экологические экспедиции рождают новые идеи, эти новые методики затем применяются на занятиях с детьми и взрослыми.

В путешествиях по России побывало более 350 человек.

Смотреть фото


7. Создание познавательных документальных фильмов.
Познавательные документальные фильмы способствуют формированию позитивного мышления, экологическому воспитанию, развитию внутренней культуры человека, объединению людей разных стран и народов на основе общечеловеческих ценностей. Это легкий и действенный метод распространения информации, работы с населением.

Уже 2 года ведутся съемки фильма «Деревья говорят», о школьном лесничестве. Впереди работы по монтажу.

 

8. Распространение опыта 

Мы всегда рады поделиться тем опытом, который нами наработан и заинтересованы в том, чтобы он внедрялся и распространялся. Для этого мы проводим семинары и мастер-классы для педагогов и специалистов экологического профиля, создан  сайт и буклет с информацией.

Перспективы проекта:  

1) Организация общественного всероссийского движения по развитию школьных лесничеств и экологических центров.

2) Организация государственно-частного-общественного партнерства по экологическому воспитанию и просвещению населения.

3) Организация студенческого лесничества (работа уже началась).

4) Организация межрегионального молодежного экотуризма (сейчас начали работу с Алтаем, ХМАО, Свердловской обл.).

5) Передача экологической экскурсии «Тропинка Чудес» другим регионам.

6) Организация мультимедийных фотовыставок о природе.

7) Создание познавательных документальных фильмов «Деревья говорят», о школьном лесничестве.

8) Достроить экологический центр около г. Тюмени.

9) Планируем в каждой школе обустроить кабинет лесничего, научиться реализовывать саженцы, организовать работу по изготовлению поделок из дерева, то есть сформировать школьный фонд развития лесничества, стать настоящими партнерами с лесничествами.

10) Планируем в каждом районе организовать школьное лесничество, создать парки выпускников (начиная с детского сада).

11) Проведение семинаров для педагогов.

12) Создание «Центра экокультуры» в г.Тюмени с проведением различных творческих мастерских.

 

                                 План работы на 2018 год

  1. Семинар «Зимняя сказка « с 5 по 10 января
  2. Экологическая экспедиция на Байкал с 27 июня по 17 июля
  3. Экофестиваль «Живая Планета» с 11 по 16 августа
  4. Ежемесячные занятия в 30 школьных лесничествах
  5. Проведение «Тропинки Чудес»
  6. Издание методического пособия по работе школьных лесничеств
  7. Проведение фотовыставок по школам и предприятиям  
Post to VKontaktePost to FacebookPost to Twitter
перейти в галерею
АКТУАЛЬНО

07.12.2022
Научиться смотреть на природу «под другим углом» смогли участники семейной экосмены



  • НАШИ ПРОЕКТЫ
  • УСЛУГИ
  • ЭКОМИР
  • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КОНТАКТЫ

Разработано в агентстве Тюмень-Софт Digital